Дельвиг Антон Антонович
(1798-1834).
Дельвиг Антон
Антонович (1798-1831), барон; один из ближайших друзей Пушкина еще с лицейской
поры. Пушкин, по его словам, «с ним толковал обо всем, что душу волнует, что
сердце томит». Высоко ценил великий поэт и поэтический талант друга: «Ты гений
свой воспитывал в тиши» («19 октября», 1825).
Дельвиг был
редактором ежегодника «Северные Цветы» (1825-1831), альманаха
«Подснежник»(1829-1830) и «Литературной газеты» (1830) — издания, в которых
Пушкин принимал живейшее участие.
Ранняя кончина
Дельвига потрясла Пушкина: «Вот первая смерть, мною оплаканная», «Никто на
свете не был мне ближе...», «Он был лучший из нас». Пушкин берет на себя заботы
о его осиротевшей семье.
«Никто на свете не
был мне ближе Дельвига»,— писал Пушкин П. А. Плетневу, потрясенный известием о
ранней смерти своего лицейского друга, и несколько позже: «Помимо его
прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада
необычного. Он был лучший из нас».
Дельвиг стал писать
стихи очень рано и первым из лицеистов стал печататься. Ему же принадлежит и
первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном читающей публике:
Пушкин! Он и в лесах
не укроется:
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
Поэтическое наследие
Дельвига сравнительно невелико. Основное в его лирике — идиллии (подражания
древним) и стихи в духе русских народных песен. Широко известны его «Соловей»,
«Ах ты, ночь ли, ноченька...», «Не осенний частый дождичек...», положенные на
музыку. Значительна роль поэта в развитии русского стиха. «Идиллии Дельвига для
меня удивительны,— писал Пушкин в 1827 году.— Какую силу воображенья должно
иметь... и какое необыкновенное чутье, дабы так угадать греческую поэзию сквозь
латинские подражания или немецкие переводы».
Дружба поэтов
прервалась лишь со смертью Дельвига. Они были неразлучны в послелицейское
время. Их можно было видеть на заседаниях «Зеленой лампы», членами которой они
состояли, на праздновании дня основания Лицея и в литературных кругах столицы.
В годы ссылки Пушкина
они поддерживали переписку как личного, так и литературного характера. Радостным
был приезд Дельвига в Михайловское в апреле 1825 года:
Когда постиг меня
судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
В этом отрывке Пушкин
говорит о том, как дорог был ему его друг, как ему его не хватало, как он по
нему скучал в годы ссылки и что был
очень рад его приезду.
Встречи Пушкина с
Дельвигом возобновляются летом 1827 года. Петербургский салон Дельвига был
одним из культурных центров столицы, и Пушкин посещал его ежедневно. Его
завсегдатаями были друзья хозяина П. А. Плетнев, А. Мицкевич, П. А. Вяземский, В.
А. Жуковский, О. М. Сомов, М. И. Глинка, М. Л. Яковлев, музыканты и актеры. Пушкин
деятельно участвовал в изданиях Дельвига «Северные цветы»
(1825—1831),«Подснежник» (1829) и «Литературная газета» (1830), печатал в них
свои стихотворения и критические статьи. Своему другу великий поэт посвятил
множество стихотворений, и среди них «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных...»)
(1815), «Любовью, дружеством и ленью...» (1817-1820), «Послание Дельвигу» («Прими
сей череп, Дельвиг, он...»). Упоминает его в стихотворениях «Сонет», «Чем чаще
празднует Лицей...» и других.
У Дельвига было много
друзей среди петербургских художников, и он стремился сблизить с ними Пушкина.
Незадолго до смерти,
осматривая в мастерской скульптора Б. И. Орловского модели статуй Кутузова и
Барклая-де-Толли, Пушкин вспоминал своего друга:
Все неплохо
ОтветитьУдалитьИсправь на обычный, а не полужирный шрифт